Дни мужества

В годовщину трагедии Цхинвала президент Медведев встретился с теми, кто ее пережил на осетинской земле
Владимир Кузьмин

«Все, что мы делали — для вас, а не для каких-то геополитических результатов, побед. Это все мусор, а главное — человеческая жизнь», — сказал Дмитрий Медведев во Владикавказе на встрече с жителями Южной Осетии. Фото: Завражин Константин 

Год со дня трагедии в Южной Осетии президент России Дмитрий Медведев встретил во Владикавказе в штабе 58-й армии, чьи соединения первыми пришли на помощь Цхинвалу.

Сюда Дмитрий Медведев приезжал и год назад. 18 августа 2008 года он так же стоял на плацу в штабе армии и вручал награды отличившимся в той короткой войне. Отличившихся оказалось столько, что и через год набралось еще три десятка солдат и офицеров, получивших госнаграды и знаки воинского отличия.

«Все, что тогда происходило, находится за гранью человеческого понимания, — вспоминал в субботу глава государства. — Цель, которую себе поставил официальный Тбилиси, была предельно циничной — уничтожение или в лучшем случае изгнание народа Южной Осетии с родной земли. Вы не позволили этого сделать. Спасли ни в чем не повинных людей».

Российская поддержка Южной Осетии и Абхазии, как известно, не ограничилась одним вооруженным участием. Вслед за принуждением Грузии к миру Москва официально признала независимость обеих республик.

«Вооруженное нападение на Южную Осетию фактически предопределило трансформацию политической карты Закавказья, — подчеркнул президент. — Только так мы могли обеспечить безопасность людей и стабильность в кавказском регионе. Подчеркну, это решение пересмотру не подлежит».

Несмотря на неодназначную реакцию западных стран, Дмитрий Медведев считает, что отношений с мировым сообществом это не осложнило. Просто потому, что, по словам президента, все прекрасно понимают — правда на стороне России.

Медведев заверил, что с кем бы он ни разговаривал, все, глядя в глаза, признают, что Москва оказалась права. Только признаться никто не может по самым разным внешним и внутренним причинам. И вот это ощущение внутренней правоты сегодня позволяет российскому руководству развивать страну в качестве сильного государства, играющего ключевую роль на Кавказе. «Не ради того, чтобы проводить в жизнь какие-то принципы, а ради того, чтобы наши люди жили нормально — жили человеческой жизнью, были здоровы, чтобы они не находились под ударом врагов, в прицеле или перекрестие автомата, — заявил российский лидер на приеме в честь награжденных. — Потому что только сильное государство способно обеспечить нормальную жизнь своим гражданам. Слабые государства исчезают с карты мира, сильные государства помогают другим государствам строить мирную жизнь».

Да и ориентироваться на мнения разных политологов, многие из которых, как выразился президент, даже не знают, где на карте мира можно найти Южную Осетию, Москва в принципе не собирается. Для нее куда важнее человеческие оценки. «Для нас, для всех граждан России, для руководства России прежде всего важны ваши оценки, и вы их дали», — обратился Дмитрий Медведев, встречаясь с группой югоосетинских граждан. А российские граждане единодушно поддержали решение о независимости Южной Осетии и Абхазии, что только придало уверенности Медведеву при принятии этого решения.

Теперь же перед югоосетинским народом и руководством стоит непростая задача восстановления жизни в республике и становления собственной государственности. С тем, как выглядит Цхинвал спустя год после грузинской агрессии, Дмитрий Медведев смог познакомиться совсем недавно. 13 июля российский лидер побывал с визитом в столице Южной Осетии и смог немного пройтись по городу. Впечатлений у президента отложилось немало. «Видны раны, которые находятся на земле, — тихо пересказывал он увиденное гостям из Южной Осетии. — Но эмоциональное состояние снимает все остальное, потому что люди действительно счастливы тем, что в этой очень трудной, тяжелейшей, десятилетиями продолжавшейся ситуации сумели все-таки выжить».

И пусть за год всех проблем республики не решить, все следы той войны не стереть, но главное — видна перспектива, видны первые признаки новой жизни. «Надо, чтобы они обязательно были, — указал Дмитрий Медведев. — Вот эти новые дома, которые строятся, школы — этого же не было. И сейчас это должно стать, скажем, такой постоянной частью жизни. Пусть не сразу, допустим, все можно дома поменять, не сразу вычистить все улицы, но надо, чтобы было движение вперед. И сейчас, мне кажется, оно есть».

А Россия и на этом этапе будет всячески помогать мирной жизни югоосетинского народа, вместе решая экономические, социальные и даже вопросы военной помощи. Нужно только, считает российский лидер, чтобы у самого народа Южной Осетии была мотивация создать маленькую, но процветающую республику. «Если она будет, то тогда Южная Осетия будет такой, как вы хотите», — уверен Дмитрий Медведев.

8 августа — это не только день, когда у Южной Осетии и Абхазии началось новое будущее. В этот день говорят не только о тех, кто пережил те кошмарные дни. 8 августа в России и Южной Осетии теперь еще вспоминают и тех, кто погиб, защищая мирных граждан молодой республики. «Считаю правильным, чтобы первый тост, который мы с вами здесь поднимем, был бы посвящен памяти всех, кто погиб, защищая свою Родину, — поднял первый бокал годовщины российский лидер. — Давайте помянем наших товарищей».

Без оглядок на тех, кому это не нравится

Владимир Путин ответил на вопросы зарубежных журналистов

В годовщину начала югоосетинского конфликта Владимир Путин ответил на вопросы зарубежных журналистов. По мнению российского премьера, с нынешним грузинским руководством нельзя исключать повторения событий августа прошлого года, но сделать им это будет гораздо сложнее, поскольку Россия предоставляет серьезные гарантии безопасности Южной Осетии и Абхазии. Путин заверил, что Россия будет развивать отношения с кавказскими республиками уже как с независимыми государствами, «без всяких оглядок на тех, кому это не нравится». «Если грузинское руководство хоть что-то может научить, то последние события, события августа прошлого года, должны были научить их тому, что разговаривать с позиции силы бесперспективно», — заявил премьер.

, , ,