Цхинвал: год без войны

Россия настаивает на принятии Грузией юридических обязательств о неприменении силы в отношении соседних республик. Об этом в четверг заявил официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко.

«Такие обязательства должны быть безоговорочно взяты на себя Грузией не применительно к России, а в отношении соседних республик — Южной Осетии и Абхазии, — подчеркнул он. — Соглашения о неприменении силы должны содержать четкие гарантии безопасности народов Южной Осетии и Абхазии».

В МИД России убеждены, что только таким способом «Грузия сможет хотя бы восстановить минимальное доверие к себе со стороны соседних стран и международного сообщества». «Это предотвратит повторение трагедии», — добавил дипломат. При этом, считает Нестеренко, российская сторона продолжит оказание народам Южной Осетии и Абхазии масштабной социально-экономической помощи, прежде всего в вопросах восстановления жилья и гражданской инфраструктуры, а также содействия обороне их государств и охране границ.

Что же касается России, то, по словам дипломата, Москва неукоснительно выполняет план Медведева-Саркози. «Полагаем, что при надлежащем извлечении всеми заинтересованными сторонами уроков и выводов из трагедии августа прошлого года международное сообщество способно наладить конструктивное взаимодействие в Закавказье, — отметил Нестеренко. — Основные пути для этого заложены в плане Медведева-Саркози».

Он также подчеркнул, что не на России лежит ответственность за уход международных миссий (ООН и ОБСЕ), как бы кто ни старался это представить: «Попытки действовать так, как будто ничего не случилось, игнорировать полностью самостоятельное существование независимых Южной Осетии и Абхазии в итоге привели к закрытию в этих странах и Грузии международных присутствий, оказавших в целом полезное содействие народам региона».

Иными словами, Москва призывает международное сообщество продемонстрировать ответственный подход к ситуации на Кавказе. Причем сделать это в принципе не так уже и сложно. Для начала, убеждены в российском МИДе, необходимо прекратить поставки вооружений режиму Саакашвили. «Трудно переоценить необходимость для всех стран воздержаться в течение продолжительного периода от поставок в Грузию наступательных, а в идеале — всех видов вооружений и военной техники», — пояснил Нестеренко.

Днем ранее глава МИД России Сергей Лавров объявил, что грузинский вопрос больше не мешает отношениям Москвы с Западом. Тем не менее война, по его словам, пока все еще продолжается. Информационная.

Чем меньше времени остается до первой годовщины несомненно вошедшей в историю даты 08.08.08, тем чаще политики разного уровня кто пытается поставить точку, кто лишь подводит промежуточные итоги, а кто просто спокойно отвечает на вопросы журналистов. В среду настала очередь Сергея Лаврова. Его заявления тут же разлетелись на цитаты.

«Наши последние контакты с западными партнерами показывают, что по Грузии они занимают иную позицию, но делается это уже без надрыва, я бы сказал, в дежурном порядке, и грузинский вопрос более не мешает развитию наших отношений, — заявил Лавров. — Это подтвердилось и в ходе визита президента США Барака Обамы в Москву, где эта тема никак не повлияла на содержание достигнутых очень важных решений, хотя их еще предстоит осуществить». При этом министр выразил надежду, что «администрация Обамы будет руководствоваться тем, о чем мы договаривались в Москве. Мы считаем ненормальным попытки изнутри этой администрации тянуть нас всех в прошлое, как это сделал вице-президент Джо Байден, известный мне политик, и, конечно же, его интервью, которое он недавно дал газете «Уолл-стрит джорнэл», как будто было переписано из речей ведущих сотрудников администрации Джорджа Буша».

В четверг разговор на тему, что случилось в августе 2008 года, продолжил Андрей Нестеренко. По его словам, признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии стало единственным способом обеспечить безопасность этих двух республик. «В сложившихся условиях у нас не было иного пути обеспечить мир и безопасность народов Южной Осетии и Абхазии кроме признания их независимости, предоставления им свободного демократического выбора, собственного государственного и национального развития, — убежден дипломат. — От этого решения выиграли все, даже те, кто не хочет этого признать. Грузинские власти, расстреляв территориальную целостность своего государства из установок «Град», поставили крест на восстановлении межэтнического сообщества».

Информационная война хоть и продолжается, но не спросить Лаврова о том, кто все же выиграл первую самую жаркую ее часть в конце лета прошлого года, было просто немыслимо. Последовал достаточно откровенный ответ: «Безусловно, мировым информационным пространством мы не владели. Не владели, наверное, и прежде всего потому, что у нас нет таких возможностей, как у тех, кто решил однозначно встать на сторону Саакашвили… Наверное, вот здесь немножко мы недоработали. Хотя, повторю, прежде всего мы думали не о том, как и что о нас подумают, а о том, чтобы спасти людей».

Между тем

МИД России приветствует назначение Вадима Бровцева премьер-министром Южной Осетии. Ранее в СМИ сообщалось, что назначение нового премьера вызвано недовольством темпами восстановления Южной Осетии. «Тот факт, что премьер приглашен из России, это неплохой признак, но это не означает, что он будет «рукой» Москвы», — пояснил замглавы МИД России Григорий Карасин.

, , ,